В номере 3 (27) республиканского журнала «Пекарь&Кондитер” под заголовком «О необходимых мерах поддержки экономики» опубликовано обстоятельное интервью депутата Палаты представителей от Брестского-Западного избирательного округа, председателя Постоянной комиссии по экономической политике Леонида Брича.
В публикации, занявшей две журнальные полосы, парламентарий высказывает свое мнение о состоянии экономики нашей страны, рассказывает о мерах, предпринимаемых правительством для обеспечения экономической, финансовой и социальной устойчивости Республики Беларусь.
Предлагаем актуальную публикацию вниманию читателей. С описанием журнала и содержанием номера можно ознакомиться на сайте журнала: http://bcmagazine.by/zhurnal/vypusk-zhurnala-3-27-2020.
Содержание статьи с интервью нашего депутата приводим ниже.
На данный момент вся мировая экономика находится под влиянием распространения коронавируса: это и остановка предприятий, и закрытие границ, и человеческие потери.
Международные экономические организации также пересмотрели прогноз темпов роста экономики Беларуси. По оценке МВФ, в 2020 году снижение ВВП прогнозируется на 6%. Всемирный банк ожидает падение на 4%.
В этой связи мы обратились к Леониду Григорьевичу Бричу, председателю Постоянной комиссии по экономической политике, члену Совета Па- латы представителей, экс генеральному директору ОАО «Берестейский пекарь» с просьбой рассказать о принятии правительственных мер для максимально возможного сохранения экономической, финансовой и социальной устойчивости в обществе.
«Ухудшение эпидемиологической ситуации в первую очередь оказывает прямое негативное влияние на сферу услуг, ключевой особенностью которой является высокий удельный вес частного сектора, в первую очередь – малого и среднего бизнеса. По оценкам, в нашей стране в ней занято около 620 тыс. человек. Это свыше 38 тыс. юридических лиц, которые формируют 14% ВВП и почти 15% налоговых поступлений в бюджет.
Ухудшение ситуации в экономике начинает влиять на занятость работников. В ряде отраслей сферы услуг отмечается существенный рост количества работников в отпусках по инициативе нанимателей.
Правительством Республики Беларусь совместно с Нацбанком РБ подготовлен и на Президиуме Совета Министров РБ одобрен Комплекс мер по обеспечению стабильной работы экономики в связи с эпидемиологической ситуацией в мире (далее – Комплекс мер), направленных на поддержание наиболее уязвимых отраслей экономики, обеспечение устойчивой работы реального сектора и поддержание социальной защищенности населения.
На сегодняшний день Правительством в развитие Комплекса мер уже принят ряд постановлений: сокращены срок подготовки нормативно-правовых актов, расширен перечень социально значимых товаров, цена на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли, продлены на 100 календарных дней сроки завершения внешнеторговых операций, введен временный запрет на вывоз отдельных товаров, увеличены квоты на производство спирта для антисептиков, разрешено изменение условий договора государственной закупки и др.
В рамках реализации Комплекса мер принят Указ Президента Республики Беларусь No 143 от 24.04.2020 г. «О поддержке экономики» (далее – Указ), направленный на поддержание финансового состояния субъектов хозяйствования в условиях замедления предпринимательской активности. В прилагаемом к Указу перечне определены виды экономической деятельности, наиболее подверженные неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации (к примеру, туристическая деятельность; розничная торговля отдельными непродовольственными товарами; общественное питание; здравоохранение; образование; транспортная деятельность; операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе и др.). Действие Указа распространяется на все субъекты хозяйствования, в том числе и на индивидуальных предпринимателей, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень.
Указом предусмотрены следующие ключевые меры, направленные на обеспечение экономической, финансовой и социальной стабильности в обществе:
в сфере налогообложения: предоставление отсрочки и рассрочки уплаты налогов, уменьшение имущественных налогов, определен порядок зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, возможность для индивидуальных предпринимателей перехода на иные режимы налогообложения и перерасчета единого налога в связи с временным неосуществлением ими деятельности;
в области арендных отношений: арендные каникулы, мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы, уменьшение арендной платы за землю отдельным категориям плательщиков, рекомендация юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – собственникам имущества предоставлять арендаторам отсрочку по оплате арендной платы, а также уменьшать ее размер с учетом объема их выручки;
в сфере трудовых отношений: предоставление права нанимателям временно переводить работников в связи с производственной необходимостью в другое структурное подразделение, к другому нанимателю, а также для замещения отсутствующего работника без их согласия на срок до трех месяцев. Данные изменения направлены, в первую очередь, на должную организацию работы в учреждениях здравоохранения;
новый порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 10 лет, посещающим учреждение дошкольного или общего среднего образования, если этот ребенок относится к контактам первого или второго уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19;
иные меры: возможность для организаций корректировки учетной политики по курсовым разницам; возможность погашения задолженности за энергоресурсы в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Нацбанком на 31.12.2019; специальный порядок исполнения госзакупок; предоставление МАРТ, Минздраву, Госстандарту возможности проведения внеплановых проверок по вопросам соблюдения законодательства о ценообразовании и торговле, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также соответствия требования технических регламентов соответственно; другие меры, направленные на поддержание финансового состояния субъектов хозяйствования.
В развитие принятого Комплекса мер Правительством разработаны мероприятия II уровня, которые охватывают решение вопросов трудовых гарантий работников, дополнительные меры финансовой поддержки предприятий, ряд мер по поддержке туристической и спортивной отрасли.
Проект Комплекса мер II уровня по обеспечению стабильной работы экономики в связи с эпидемиологической ситуацией в мире одобрен на Президиуме Совета Министров РБ, развернута работа по его реализации.
В условиях нарастания вопросов обеспечения занятости населения, сохранения рабочих мест и поддержки тех граждан, которые временно потеряли работу, основным блоком Комплекса мер II уровня стал блок социального обеспечения. В этих целях приняты Указы главы государства No 178 от 28.05.2020 «О временных мерах государственной поддержки на- нимателей и отдельных категорий граждан» и No 179 от 28.05.2020 «Об оплате труда».
Ключевые нормы принятых Указов:
предоставить организациям (за исключением бюджетных) право на получение субсидии для доплат работникам, не работающим в период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. в связи с простоем, а также работникам, работающим неполное время по инициативе нанимателя, до величины минимальной заработной платы и уплаты обязательных страховых взносов, исходя из размера доплаты;
гражданам, уволенным в период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. (за исключением уволенных по дискредитирующими обстоятельствам) и зарегистрированным безработными в течение месяца после увольнения, выплачивается пособие по безработице в размере бюджета прожиточного минимума. По истечении трех месяцев с даты регистрации безработным выплата пособия будет осуществляться в обычном порядке;
продлить до 31 июля 2020 г. период предоставления государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП) в виде ежемесячного социального пособия каждому члену семьи (гражданину), у которых период предоставления данного пособия истек в апреле – июне 2020 г.;
изменить подходы к расчету среднедушевого дохода для граждан, обратившихся за ГАСП, в виде ежемесячного социального пособия в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. Реализация указанной меры позволит поддержать доходы большого количества граждан на уровне минимальной социальной гарантии.
При подготовке Комплексов мер обоих уровней учитывались оперативные данные о состоянии экономики и результаты проработки предложений, поступающих от государственных органов, бизнес-сообществ, отраслевых ассоциаций, предпринимательских союзов, депутатского корпуса, граждан и организаций.
Правительством организована работа по привлечению внешнего финансирования. Так, например, прорабатывается привлечение от МВФ от $470 до $940 млн в 2020 году. Достигнута договоренность со Всемирным банком о выделении займа на сумму €90 млн для закупки медицинских препаратов, оборудования и товаров. ОАО «Банк развития Республики Беларусь» предполагается привлечение внешнего гарантированного займа на сумму €100 млн для кредитования малого и среднего предпринимательства. Проводятся переговоры с европейскими и азиатскими банками, агентствами системы ООН и другими.
Выработанные меры позволят поддержать на плаву наиболее подверженные эпидемиологической ситуации субъекты хозяйствования и не допустить стихийного всплеска безработицы. Кроме того, они направлены на минимизацию снижения уровня жизни населения, недопущение падения внутреннего спроса и обеспечение быстрого восстановления экономики после улучшения ситуации».