• info@brich.of.by
  • 8 (0162) 95-08-71

Инвестиционный климат в Республике Беларусь: совершенствование законодательного регулирования

     0

Инвестиционный климат в Республике Беларусь: совершенствование законодательного регулирования

Республика Беларусь обладает значительным потенциалом привлечения инвестиций, комплексом преимуществ, привлекательных для инвесторов. Нашу страну отличают выгодное экономико-географическое положение, высокий уровень человеческого потенциала, развитая и эффективная транспортная, энергетическая, информационно-коммуникационная инфраструктура.

Улучшение инвестиционного климата в стране и привлечение инвестиций является одним из ключевых приоритетов социально-экономического развития нашего государства. Инвестиции являются основой развития экономики, внедрения новых технологий, повышения производительности труда и, в конечном итоге, качества жизни людей.

В нашей стране ведется непрерывная работа по созданию комфортных экономико-правовых и институциональных условий для ведения бизнеса. В стране упрощаются условия ведения бизнеса, при поддержке международных организаций запускаются крупномасштабные инфраструктурные проекты, активизируется применение механизмов государственно-частного партнерства.

В Республике Беларусь в целом созданы приемлемые в сопоставлении с международными практиками законодательные условия инвестиционной деятельности. Принят и действует ряд законодательных актов, в том числе законы Республики Беларусь
«Об инвестициях», «Об инвестиционных фондах», «О государственно-частном партнерстве», «О концессиях», декреты Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», от 23 ноября 2017 г. № 7
«О развитии предпринимательства», от 21 декабря 2017 г. № 8
«О развитии цифровой экономики», успешно функционируют преференциальные режимы для осуществления инвестиций.

Так, сегодня практически на всей территории страны функционируют различные преференциальные режимы для осуществления инвестиций, в рамках которых инвесторам предоставляются налоговые, таможенные льготы и иные преимущества для создания и ведения успешного бизнеса. Цели и направления применения таких режимов разнообразны – от стимулирования высокотехнологичных и направленных на экспорт производств до развития регионов без привязки к определенным видам деятельности.

Важно понимать, работа по совершенствованию действующего законодательства в целях создания условий для улучшения инвестиционного климата и развития отдельных территорий в нашей стране ведется на системной основе.

Еще в конце 2018 года в Палате представителей состоялись парламентские слушания на тему «Правовые и практические аспекты улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь». Мероприятие прошло в открытом формате, в нем приняло участие более 220 человек. Наряду с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики, участие в слушаниях приняли руководители государственных органов и организаций, представители делового сообщества, международных структур, ведущих юридических компаний, эксперты, инвесторы.

В ходе мероприятия были рассмотрены результаты реализации государственной инвестиционной политики в стране, изучен прогрессивный опыт стимулирования инвестиционной деятельности, также удалось обсудить актуальные правовые и практические проблемы повышения инвестиционной привлекательности Беларуси, определить конкретные задачи в деле улучшения условий ведения бизнеса.

Уже сегодня можно увидеть и оценить некоторые практические результаты по их решению. В стране проведена работа по снижению и оптимизации мер административной и уголовной ответственности в экономической сфере, совершенствованию корпоративного законодательства, по упрощению таможенного и налогового администрирования.

В 2020 г. сформирован и утвержден План мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь на среднесрочную перспективу. Указанный План предусматривает мероприятия по корректировке инвестиционного законодательства, законодательства в сфере архитектурно-строительной деятельности, земельных и имущественных отношений, работу на внешнем контуре по организации имиджевых мероприятий, взаимодействие со средствами массовой информации, выстраивание эффективной системы обеспечения обратной связи с инвесторами и др.

В настоящее время в рамках реализации указанного Плана утверждена Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года Государственная программа предусматривает меры по совершенствованию условий налогового и таможенного регулирования,  повышению эффективности функционирования рынка ценных бумаг, развитию страховой деятельности, совершенствованию регулирования бухгалтерского учета и отчетности с учетом ее сближения с международными принципами и стандартами и др.

Реализация положений указанной Государственной программы позволит создать благоприятные условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности.

В стране введен Единый реестр лицензий, что позволит обеспечить прозрачность информации о наличии лицензии, внесении изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, прекращении действия и ее аннулировании. Также это даст возможность использовать единое информационное пространство для сбора, обработки, хранения и предоставления актуальной информации, необходимой для лицензирования.

Внесены изменения в порядок осуществления инвестиций и размещения средств страховых резервов страховыми организациями. В частности, расширен перечень объектов инвестиций для вложения средств страховых резервов, смягчены ограничения размещения и вложения средств страховых резервов в отдельные объекты инвестиций, скорректирован с учетом правоприменительной практики порядок осуществления инвестиций и размещения средств страховых резервов страховыми организациями.

Прорабатывается проект Указа Президента Республики Беларусь, направленный на создание условий для комплексного социально-экономического развития регионов Республики Беларусь, ведется работа по совершенствованию положений Декрета № 10, в рамках которого предусматривается закрепление новых подходов по реализации инвестиционных проектов с применением льгот и (или) преференций.

Уже сегодня в повестку дня Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь входят вопросы совершенствования инвестиционного законодательства. Так, в Парламент внесен проект Закона Республики Беларусь, предусматривающий комплексную корректировку Закона Республики Беларусь «Об инвестициях».

Данная законодательная инициатива предусматривает закрепление положений, направленных на повышение защиты прав собственности инвестора, в том числе путем введения «стабилизационной оговорки», гарантирующей инвестору, реализующему на территории Республики Беларусь инвестиционный проект в рамках инвестиционного договора, стабильность условий в сфере налогообложения. Кроме того, предусматривается ограничение в части предъявления к инвестору требований, возникающих при осуществлении инвестиций, когда такие требования не связаны с противоправными действиями инвестора, закрепляется универсальная норма, определяющая условия компенсации стоимости имущества, являющегося инвестициями (в случаях национализации или реквизиции такого имущества), уточняются положения, регламентирующие вопросы разрешения споров между инвестором и Республикой Беларусь, согласно которым предлагается увеличить срок для проведения переговоров с целью урегулирования спора между инвестором и Республикой Беларусь с трех до шести месяцев и многое другое.

Принятие законопроекта позволит расширить возможности по инвестированию в экономику страны, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, в том числе путем создания дополнительных условий для защиты прав и имущественных интересов инвесторов, а также усилит позиции белорусского государства в переговорном процессе по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

К рассмотрению во втором чтении готовится Проект Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях», который направлен на создание правовых условий для внедрения в республике механизмов саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, что является важным составным элементом реализации стратегии дальнейшего экономического развития страны. Саморегулирование подразумевает альтернативный механизм частного контроля и регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. Его ключевой идеей является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка.

Законопроектом предлагается законодательно определить принципы и виды саморегулирования в Республике Беларусь, порядок присвоения некоммерческим организациям статуса саморегулируемых организаций, законодательные требования к организации функционирования и к осуществлению такими организациями своей текущей деятельности, основные условия членства в них. Законопроектом также регламентируются порядок применения саморегулируемой организацией мер воздействия в отношении своих членов, а также вопросы взаимодействия саморегулируемых организаций с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами.

В перспективе принятие законопроекта позволит снизить непосредственное участие государства в регулировании предпринимательской и профессиональной деятельности субъектов при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями. Саморегулирование бизнеса может стать эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику, обеспечить снижение государственных расходов на государственное управление, а также большую гибкость и больший учет интересов участников рынка.

Соответствующая законотворческая работа ведется во взаимодействии со всеми заинтересованными республиканскими и местными органами управления и самоуправления, с привлечением бизнес-сообщества и международных экспертов.

Мы понимаем, что построение эффективного законодательства, обеспечивающего комфортные условия ведения бизнеса в нашей стране, возможно только на основе оперативного выявления существующих проблемных вопросов и совместного поиска путей их оптимального решения.

Оставить комментарии

Подпишитесь на новые записи!

    Получайте уведомления на email о новых записях и статьях на сайте brich.of.by!

Категории записей

Леонид БРИЧ:

    "С людьми и для людей!"

    Брич Леонид Григорьевич

    Брич Леонид Григорьевич
    депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь VII созыва от Брестского-Западного избирательного округа № 1

Приоритеты:

    Выступает ЗА:
    • построение демократического государства с эффективной многоукладной экономикой и сильной социальной политикой;
    • равенство граждан перед законом и справедливое распределение общественных благ;
    • бережное отношение к природе и создание благоприятной среды проживания.

Виктор Братченя

Брич Леонид Григорьевич

16-кратный чемпион мира и Европы по армрестлингу, - нашему кандидату в депутаты Палаты представителей Леониду Бричу:
«Верю, что избиратели отдадут свои голоса Вам, и искренне желаю Вам победы!».